Экспертиза установит, опасен ли запах перевалки нефтепродуктов

|
Экспертиза установит, опасен ли запах перевалки нефтепродуктовВ районной библиотеке состоялась встреча независимых экспертов и инициативных жителей Славянки по экологической повестке. В центре внимания — компания «Востокбункер» и запах нефтепродуктов, разносимый ветром по поселку.

К нам приехал экоревизор
Проблема существует уже не первый год. С наступлением зимы славянцы ощущают неприятный запах от перевалки нефтепродуктов. В свое время этой проблемой озадачилась неравнодушная жительница Славянки Татьяна Пузырева, проживающая по улице 50 лет Октября, 8. Несколько лет она собирала необходимые документы и писала обращения в различные инстанции, пока к истории не подключился муниципальный комитет Славянского городского поселения. Депутат Бибигайша Акилбекова и Татьяна Пузырева подготовили обращение к сенатору Совета Федерации от Приморского края Светлане Горячевой, которая, в свое время была природоохранным прокурором в крае. Она пообещала помочь в проведении независимой экспертизы. И слово свое сдержала.

По поручению Светланы Горячевой в Славянку приехал московский общественный инспектор Росприроднадзора по охране окружающей среды Максим Ананьев. Он провел забор проб почвы, взял на анализ материалы с внешней стороны окон домов номер 16 и 17 по улице Весенней и на территории детского сада «Теремок». Контейнеры с пробами опломбировали и герметично запаковали. Как сообщил общественный инспектор, материалы отправятся на анализ в московское управление Росприроднадзора для дальнейших исследований, а результаты независимой экспертизы станут известны не позднее, чем через две недели.

Глас народа услышан
После обращения к сенатору Светлане Горячевой к проблеме подключились все депутаты мункома, многие общественники и неравнодушные граждане, у которых накопилось немало вопросов. Поэтому после забора материалов для экспертизы Максима Ананьева пригласили на заседание общественного совета в районную библиотеку.

Максим Ананьев и представитель Центра защиты прав граждан Приморского края Сергей Герасимов более подробно ознакомились с причиной обращения славянцев к сенатору и объяснили, как нужно действовать для того, чтобы улучшить экологическую ситуацию в поселке, если проблема все-таки подтвердится экспертизой.

Инициативные граждане затронули важные моменты работы «Востокбункера». Продолжают ли на предприятии разогревать нефтепродукты острым паром, каково качество топлива на сегодняшний день, имеются ли основания утверждать, что всему виной бензопирен, стоит ли доверять проверкам, ведь они, со слов активистов, проводятся за счет компании, останавливает ли «Востокбункер» рабочий процесс перед очередной экспертизой, не сэкономило ли новое руководство на фильтрах и оборудовании, в какую сторону изменилась статистика онкозаболеваемых в поселке и многое другое. Не обошлось и без голословных претензий в адрес компании. Например, что из-за деятельности «Востокбункера» дети перестают выходить на улицу, а молодежь спешит покинуть поселок. Столичный общественный инспектор объективно оценил мнение людей и корректно отметил, что главная задача населения и учредителей – услышать друг друга и начать действовать сообща.
На встрече присутствовали представители компании «Востокбункер» Василий Филиппов и Максим Убранцев, которым тоже было предоставлено слово. Сотрудники предприятия откровенно и развернуто ответили на вопросы граждан и отметили, что руководство предприятия готово к диалогу с населением.

Мы не отрицаем проблему запаха в поселке и не можем подвергать сомнению рост заболеваемости в Славянке, когда врачи предоставляют такую статистику, — говорит Максим Убранцев. – Но нужно доказать связь этих моментов именно с деятельностью нашего предприятия. Буквально на днях у нас была проведена проверка, в четверг пришли результаты технадзора. В настоящее время природоохранная прокуратура вместе с представителями Ростехнадзора и других контролирующих организаций проводит комплексную проверку на предприятии. Каких-либо нарушений выявлено не было. Не так давно нам поступил депутатский запрос с просьбой показать территорию, технологический процесс некой общественной группе на предмет каких-то возможных нарушений. Мы ответили, что ни в коей мере не против, готовы к содействию, но нам хотелось бы видеть в лице проверяющих специалистов, если не экспертов, то хотя бы с базовым образованием в этой области.

Мнение Романа Азарова
Руководитель ЗАО «Востокбункер» Роман Азаров, не присутствующий на встрече, пояснил свою позицию. Он считает, что «Востокбункер» делает все, чтобы деятельность предприятия не отражалась на населении, и, согласно проверкам, пока это удается.

Мы следим, чтобы у нас было чисто, соблюдалась технология, не было проливов и прочих моментов, которые могли бы навредить экологии, — говорит Роман Азаров. – Что касается запаха, о котором все говорят, у нас есть точки контроля, проверяемые Роспотребнадзором. Эта организация осуществляет технологический контроль и следит за качеством воздуха в поселке Славянка. Последняя проверка была полмесяца назад, и, согласно результатам, нарушений выявлено не было. Мы работаем в рамках закона, соблюдаем правила, и технику промышленной безопасности в том числе. Запах действительно есть, потому как «Востокбункер» — это нефтебаза, и производство не может пахнуть ничем другим, кроме как нефтепродуктами. Технология не предусматривает абсолютной герметичности всех процессов, это по промышленной безопасности недопустимо. Если мы все закроем герметично, то у нас может быть взрыв и экологическая катастрофа, как это недавно произошло в Находке.

Разогрев мазута острым паром не ведется на предприятии с 2014 года. Разогрев происходит раздельно, в теплообменных аппаратах, где пар и мазут идут каждый своим путем и никак не соприкасаются.

Разговоры о том, что «Востокбункер» намерено останавливает рабочий процесс накануне проверок, не более чем домыслы. Мы никогда не останавливаемся, работаем круглые сутки. У нас могут быть какие-то дни, когда мы сливаем меньше, но это никак не связано с проверками. На это влияет подход вагонов и судов и наличие места в резервуарах. Мы не можем останавливать работу из-за проверки, потому что контролирующие органы приходят нас проверять практически непрерывно. Росприроднадзор, Роспотребнадзор, природоохранная прокуратура — благодаря вниманию неравнодушных жителей Славянки нас проверяют постоянно. Более 50-ти проверок в год, самых различных организаций, и останавливать производство в связи с приходом контролеров мы чисто физически не можем. Более того, мониторинг воздуха в поселке ведется непрерывно. Специальные установки в точках контроля замеряют воздух независимо от того, пришла проверка или нет.

По поводу низкокачественных нефтепродуктов — компания с подобным топливом работу не ведет. Мы оказываем услуги по перевалке нефтепродуктов двум основным клиентам. Это компания «Роснефть», которая грузит нам продукты с Ангарского, Ачинского и Комсомольского заводов, и компания ННК – Хабаровский нефтеперерабатывающий завод. Эти предприятия также проверяют экологи, технологи и другие специалисты. Заводы выпускают сертифицированную продукцию из той же самой нефти, которая как шла с западной Сибири, так и продолжает поставляться. Где-то даже улучшилась технология переработки нефти. Некондиционному продукту попросту неоткуда взяться.

Хорошо было при Польченко?
На встрече в библиотеке люди вспомнили период процветания «Востокбункера» при Игоре Польченко. Тогда существовало соглашение с администрацией поселка, и несколько лет в Славянке нефтепродуктами не пахло. Представитель «Востокбункера» Василий Филиппов отметил, что запах не доносился, потому что нефтерынок рухнул, предприятие шло к банкротству и практически не занималось перевалкой топлива. А сейчас в сравнении с 2013 годом объемы работы значительно увеличились.

Хотелось бы напомнить уважаемым гражданам, чем закончилась деятельность Игоря Польченко и где он сейчас находится, — говорит Роман Азаров. – Сейчас мы делаем все возможное, чтобы предприятие могло выжить. В настоящее время ЗАО «Востокбункер» можно сравнить с Россией после распада Советского Союза. Была группа компаний, которая развалилась и обанкротилась, остался один «Востокбункер», который принял на себя все обязательства группы компаний «Транзит ДВ». Сегодня мы отвечаем перед Сбербанком, ВТБ-банком и надеемся, что предприятию удастся выжить. Долги значительные, мы изо всех сил напрягаемся, чтобы их вернуть. Но еще нет уверенности, что мы не обанкротимся.

Роман Азаров отметил, что представители предприятия готовы к диалогу с населением во время личной встречи.

Без нефтебазы будет хуже
По результатам встречи московский эксперт отметил, что дальнейшее решение зависит только от совместных действий инициативных граждан и представителей «Востокбункера». Для этого обеим сторонам необходимо провести встречу, обсудить ситуацию и прийти к общему знаменателю.

Я уверен, что у жителей Славянки и предприятия «Востокбункер» есть шансы прийти к какому-то общечеловеческому мировому решению, — считает Максим Ананьев. – Главное, чтобы общественность и сотрудники компании, руководство, учредители слышали друг друга. Эта ситуация не настолько критична, можно разобраться мирным путем.

Если мирным путем не получится прийти к соглашению, московский эксперт напомнил, что у жителей Славянки есть шансы добиться закрытия предприятия. Нужно только грамотно выстроить доказательную базу и не опускать руки.

Славянские активисты отступать не намерены и готовы идти до конца. Вот только как это отразится на дальнейшей жизни поселка? На сегодняшний день «Востокбункер» продолжает оставаться одним из градообразующих предприятий. В компании работают порядка 300 человек, вместе с семьями это почти десятая часть населения Славянки. Помимо этого вокруг предприятия есть магазины, рынки, предприятия бытового обслуживания и многие другие организации. Фонд оплаты труда «Востокбункера» составляет примерно 16 – 17 миллионов рублей в месяц, и большая часть этих денег остается в Славянке благодаря деятельности предприятия.

Уничтожив «Востокбункер», жители окажутся в более тяжелых условиях, — считает Роман Азаров. – Сейчас мешает только запах, потому что мы работаем. «Востокбункер» отапливает Славянку и несет на своих плечах груз, заложенный в тарифе на отопление. Мы несем дополнительные затраты на отопление поселка, потому что тариф их не окупает. Если не будет «Востокбункера» с его основной деятельностью, а останется только котельная, проблемы с горячей водой и отоплением возобновятся.

Мы работаем в рамках закона, не нарушая никаких экологических норм и ПДК (предельно допустимая концентрация). И эту работу мы не намерены прекращать, иначе мы просто убьем предприятие, а следом встанет и все остальное в Славянке. Людям надо это понять. Если они не хотят понимать, значит, мы так и будем находиться в противостоянии. Мы делаем все, что возможно, для улучшения экологии на нашем предприятии. И достаточно много денег в это вкладываем. Но на запах повлиять не можем, к сожалению, такова технология перевалки нефтепродуктов и другой нет. В феврале ветер дует в сторону Славянки, и ежегодно в это время поступают жалобы. К концу марта ветер изменит направление, и ажиотаж вокруг этой проблемы пойдет на спад, — говорит Роман Азаров.

Дальнейшие действия активистов зависят от результатов независимой экспертизы Росприроднадзора.
Экспертиза установит, опасен ли запах перевалки нефтепродуктов
logo

Добавить комментарий